Образовательная онлайн-платформа Учи.ру провела исследование среди учителей, чтобы выяснить их отношение к применению игровых механик в образовательном процессе. Всего в опросе приняли участие 1130 действующих педагогов.
По результатам опроса, большинство респондентов (84,5%) положительно относятся к геймификации обучения. При этом 13,5% затрудняются ответить на вопрос, а отрицательно относятся к термину лишь 2% опрошенных.
«Мы видим, что без геймификации детям труднее усваивать информацию. Происходит это не только в онлайне, но и в обычном школьном процессе. Именно поэтому учителя пытаются интегрировать игровые механики в процесс обучения. На платформе Учи.ру геймификация влияет на вовлеченность школьников в изучение школьных и внешкольных предметов, помогает освоить курс или пройти тему до конца: только за прошлый учебный год наши интерактивные карточки по математике решили более 180 млн раз», — говорит Сергей Веременко, заместитель генерального директора Учи.ру.
88,6% педагогов регулярно используют игровые обучающие сервисы, приложения, платформы для работы с учениками, 5% педагогов не используют цифровые сервисы в образовательном процессе, а 6,5% респондентов не смогли с точностью ответить на вопрос.
Абсолютное большинство педагогов (97,4%) считают, что использование игровых технологий как в очном, так и в онлайн-образовании помогает школьникам в учебе. Им интереснее учиться (55,6%), они лучше запоминают учебный материал (29,2%), у них улучшается успеваемость (12,6%). Только 2,1% учителей заявляют об отрицательном эффекте механик геймификации. Они считают, что игровые элементы только отвлекают школьников от учебы (1,5%), дети ничего не запоминают (0,6%).
«Учитывать учебную вовлеченность важно не только для того, чтобы бесконечно повышать академические результаты школьников. Сейчас процесс образования настроен на то, чтобы дети “учились учиться” — а это невозможно без интереса и высокой вовлеченности. Поэтому цель практиков и исследователей образования — выработать механизмы, которые сформируют и будут поддерживать активность учеников», — комментирует Анастасия Капуза, научная сотрудница Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ.
Среди основных преимуществ геймификации педагоги выделили: повышение мотивации к учебе (69,1%), успехи в запоминании материала (58,3%), вдохновение на изучение материала (44,7%), отсутствие страха совершить ошибку (44,7%), освоение внеучебных навыков (42,3%).
В числе недостатков использования механик геймификации в обучении педагоги отметили, что дети привыкают развлекаться, а не трудиться (30,8%), у школьников возникает интерес к игре, а не к учебному материалу (28,3%), эффективность обучения повышается лишь на краткосрочный период (19,9%), растет соперничество в коллективе (17,3%), игра отвлекает от изучения предмета (5,7%). В то же время 35% учителей не видят недостатков в геймификации обучения.
«Игровая механика позволяет школьникам встречаться с разными обстоятельствами и выбирать способы реагирования. Так, обратная связь, которую дети получают в игре, помогает развивать критическое мышление. Ограниченность ресурсов, с которыми имеют дело игроки, развивают стратегическое мышление. Квесты развивают поисковое — логическое и интуитивное мышление», — рассказывает Анетта Орлова, психолог, кандидат социологических наук.
Справка об исследовании:
Количественное исследование в формате онлайн-опроса проводилось в сентябре 2023 года. В нем приняли участие 1130 действующих педагогов из регионов России.
Справка об Учи.ру:
Учи.ру (UCHi.RU) — группа компаний и одноименная образовательная онлайн-платформа (входит в VK). В группу компаний также входят школа онлайн-репетиторов «Учи.Дома», образовательный портал «Учи.Ответы», сеть офлайн-кружков Учи.ру по программированию, математике и английскому языку, образовательный онлайн-ресурс «ЯКласс».
На Учи.ру 12 млн учеников 1-11 классов изучают школьные предметы в интерактивной̆ форме по индивидуальной траектории, готовятся к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, участвуют в олимпиадах. Платформа также предлагает курсы в формате комиксов и образовательных игр по внешкольным предметам, которые развивают «гибкие навыки», учат программированию, целеполаганию, игре в шахматы, логическому мышлению и орфографии.
Количественное исследование в формате онлайн-опроса проводилось в сентябре 2023 года. В нем приняли участие 1130 действующих педагогов из регионов России.
Справка об Учи.ру:
Учи.ру (UCHi.RU) — группа компаний и одноименная образовательная онлайн-платформа (входит в VK). В группу компаний также входят школа онлайн-репетиторов «Учи.Дома», образовательный портал «Учи.Ответы», сеть офлайн-кружков Учи.ру по программированию, математике и английскому языку, образовательный онлайн-ресурс «ЯКласс».
На Учи.ру 12 млн учеников 1-11 классов изучают школьные предметы в интерактивной̆ форме по индивидуальной траектории, готовятся к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, участвуют в олимпиадах. Платформа также предлагает курсы в формате комиксов и образовательных игр по внешкольным предметам, которые развивают «гибкие навыки», учат программированию, целеполаганию, игре в шахматы, логическому мышлению и орфографии.