Новости Учи.ру

Учителя и родители отмечают, что российские школы по большей части адаптированы для инклюзивного образования

Исследование Учи.ру, Детей и Добра Mail.ru (проекты VK) на тему инклюзивного обучения  


Образовательная онлайн-платформа для школьников Учи.ру совместно с проектами Дети Mail.ru и Добро Mail.ru провели опрос среди 6 191 учителей и 6 900  родителей на тему инклюзивного обучения детей в школах. В онлайн-опросе приняли участие респонденты из всех регионов России.

Более половины учителей общеобразовательных школ работают с детьми с особенностями развития  


63% опрошенных учителей в общеобразовательных школах имеют опыт работы с детьми с особенностями развития (задержкой развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, аутизмом, синдромом Дауна и др). При этом 79% педагогов имеют средний стаж работы более 20 лет. 

Среди возможных форматов обучения детей с ОВЗ, которые предоставляет школа, учителя отмечают надомное обучение (70%), инклюзивное обучение (40%), семейное образование (18%), коррекционный класс (17%). Только 7% опрошенных ответили, для детей с ОВЗ не предусмотрены специальные форматы обучения. 


Преподаватели, которые не видят барьеров в реализации модели инклюзивного образования в своей школе (таких 1 640 человек) отмечают, что детям с ОВЗ важно развиваться со всеми остальными (60%). 57% считают, что это поможет воспитать в детях доброту и терпимость, а 56% уверены, что смогут объяснить классу, как правильно общаться друг с другом, не нарушая границ.  


Из опроса, проведенного на портале Дети Mail.ru, следует, что 25% родителей положительно относятся к инклюзивному обучению, 44% воспринимают это нейтрально, а 18 % — отрицательно.

Оснащение школ и методическая поддержка
72% педагогов выделили дружелюбное отношение к детям с ОВЗ, наличие пандусов и/или расширенных дверных проемов (39%). 12% указали на наличие в школах зон сенсорной разгрузки.


Помимо материально-технического оснащения учителя отметили и наличие в школах психологов и педагогов, которые могут организовать инклюзивное обучение с учетом интересов всех детей (35%). А также логопедов, дефектологов и тьюторов (34%).

17% учителей при этом считают, что в их школе нет особых условий для инклюзивного обучения. Примечательно, что половина опрошенных респондентов на вопрос, хватает ли им информации, как преподавать в инклюзивных классах, ответила отрицательно. Согласны с учителями и 59% родителей, которые считают, что информации о том, как общаться и правильно вести коммуникацию с детьми с особыми потребностями, недостаточно.


Среди родителей 26% считают, что среднее образование недостаточно доступно для особенных детей, 43% — затруднились с ответом, а 15% считают, что среднее образование полностью инклюзивно и доступно. 

Таким образом, в российских школах создана основа для развития инклюзивного образования, но есть потребность в методической поддержке учителей и в готовых адаптированных учебных программах. 

Важность индивидуального подхода и адаптации учебной программы
Три основные проблемы, с которыми сталкиваются учителя при инклюзивном образовании: разный темп обучения детей (78%), сложности в адаптации программы для ученика с ОВЗ (34%), недостаточные инфраструктура / техническое оснащение школы для детей с ОВЗ (33%).

Среди сложностей 90% учителей отмечают необходимость индивидуального подхода к каждому ученику с ОВЗ. Для решения этой задачи 23% учителей используют онлайн-ресурсы. Например, с помощью Учи.ру можно заниматься из любого места с доступом в интернет и при любом уровне подготовки. Система подстраивается под каждого ребенка, постепенно повышает нагрузку, помогает углублять знания о предмете и формировать образовательные навыки. 

В бесплатном курсе повышения квалификации для учителей Учи.ру «Адаптация образовательной программы для детей с ОВЗ и трудностями в обучении» подробно разбирается, как адаптировать программу для детей с разными особенностями и как использовать метод наставничества в воспитательной работе учителю. Теме наставничества посвящен отдельной блок III Всероссийской онлайн-конференции «Августовка Учи.ру — 2022», которая пройдет с 17 по 18 августа. Для участия достаточно оставить заявку на сайте.  

Для родителей особенных детей в обучении важны социализация и доброжелательное отношение учителей 
У детей 18% респондентов есть особые потребности, связанные с задержкой развития и другими особенностями: проблемы с коммуникацией, сложности с концентрацией и памятью, а также с опорно-двигательным аппаратом. 


Родители поделились своими ожиданиями от детского инклюзивного образования. Для большинства их них (32%) важна социализация детей, их общение со сверстниками и окружающими людьми. Также важно доброжелательное отношение учителей (22%). На третьем месте по важности — сама возможность получить среднее образование: так ответили 21% родителей. Важность получения качественных знаний и развитие необходимых навыков у особенных детей отметили 17% родителей.