Разработка подобных инструментов — важное событие для сферы школьного образования. Учителя сходятся во мнении, что развивать гибкие навыки и читательскую грамотность необходимо, при этом инструментов для их объективного оценивания по-прежнему немного.
Во время диагностики гибких навыков школьникам 4-5 классов предстоит выполнить несколько заданий, в рамках которых они должны решить проблему и проявить определенные качества, присущие диагностируемому навыку. В случае с навыком коммуникации проверяется умение понимать текст, считывать информацию о собеседнике и доносить свои мысли. При анализе критического мышления — умение анализировать и работать с информацией разных видов и из разных источников. Диагностика навыка кооперации помогает понять, как школьник умеет взаимодействовать с другими, формировать общую цель и определять способы ее достижения.
«Инструмент, который мы разработали совместно с Институтом образования НИУ ВШЭ, поможет учителям выявить сильные и слабые стороны учеников в таких трудно измеримых компетенциях, как коммуникация, кооперация и критическое мышление. Учителю бывает сложно в индивидуальном порядке оценить уровень владения гибкими навыками у ребенка. Мы надеемся, что задания пригодятся педагогам не только для диагностики, но и будут использоваться в качестве материалов для развития этих навыков», — отмечает руководитель проекта «Измерение знаний» Учи.ру Дарья Островская.
На выполнение двух заданий по диагностике гибких навыков отводится 50 минут. Во время прохождения теста ученикам разрешается делать перерыв, чтобы переключиться и отдохнуть. В заданиях нет единственно верного ответа. Ученик может выбрать любой вариант. На основе полученных данных платформа определяет уровень владения определенным навыком. Всего предусмотрено три уровня: развивающийся, базовый, продвинутый.
Второе тестирование по диагностике читательской грамотности рекомендовано к прохождению во 2-3-х классах. В понятие читательской грамотности входит понимание смысла прочитанного, умение оценивать информацию, полученную из текста, и использовать ее для развития и достижения целей. Именно от того, насколько развита читательская грамотность, зависит успешность овладения другими предметами.
Для диагностики этого навыка школьникам предстоит выполнить два задания, которые предполагают работу с естественно-научным и художественным текстами. На их выполнение отводится от 40 до 60 минут.
Оба теста вместе с подробной инструкцией по их проведению будут бесплатно доступны с 21 февраля по 7 апреля 2022 года в личном кабинете учителя, который сможет раздать задания своим ученикам. После прохождения теста учитель получит отчет по каждому ребенку с подробными результатами диагностики гибких навыков и читательской грамотности.