Москва, 22 августа 2025 года. На VI Всероссийской конференции «Августовка — 2025» образовательная платформа Учи.ру и Лаборатория инноваций в образовании НИУ ВШЭ представили исследование на тему влияния искусственного интеллекта (ИИ) на работу педагогов. Сегодня технологии воспринимаются как реальный инструмент снижения нагрузки — так считают почти 80% педагогов. Практически каждый четвертый опрошенный применяет ИИ прямо на уроках. Для сопоставимой доли он стал ресурсом профессионального развития. При этом педагоги указывают, что массовое внедрение возможно только при наличии инфраструктуры — 64% ждут бесплатных решений, а 41% — встроенного обучения в тех цифровых сервисах, которыми они пользуются каждый день.
«Наши исследования показывают, что искусственный интеллект постепенно становится помощником во всех сферах деятельности преподавателя: от подготовки и проведения занятий до администрирования образовательного процесса и предоставления обратной связи ученикам. Снимая избыточную нагрузку, ИИ позволяет педагогам высвободить время для творчества и поиска новых инновационных решений. Более того, сам искусственный интеллект может выступать в роли критика и соавтора в их воплощении в жизнь», — комментирует заведующая Лаборатории инноваций в образовании Андреева Анастасия Александровна.
«Сам по себе ИИ не решает проблему перегрузки. Разница возникает в том, как именно встроена технология в рабочий процесс. Когда учитель тратит силы на поиск нужного инструмента и адаптацию под свои задачи, выгода почти исчезает. Но если сервисы выстроены так, чтобы они автоматически подхватывали рутину — проверку, формирование заданий, аналитику — тогда экономия становится ощутимой. Автоматизация работы с нашим сервисом “Подготовка к уроку” снизила нагрузку у педагогов на 35%. В случае с ИИ прослеживается тот же принцип — реальный эффект возникает тогда, когда технологии встроены в привычную цифровую среду и работают на конкретные задачи, а не остаются просто экспериментом», — комментирует Илона Абаншина, руководитель регионального развития Учи.ру.
«На примере искусственного интеллекта мы еще раз видим, что успешное внедрение цифровых технологий невозможно свести лишь к технической стороне. Эффективность определяется сочетанием нескольких факторов: наличием современной и устойчивой инфраструктуры, мотивацией пользователей, их готовностью к изменениям, а также качественным образованием и системным обучением тому, как работать с новыми сервисами. Не менее важна и среда — культурная, профессиональная и организационная, — в которой эти технологии применяются. Только в таком комплексе они действительно начинают работать на результат, повышая качество образования и открывая новые возможности для всех участников процесса», — отмечает научный руководитель Лаборатории инновации в образовании Королева Диана Олеговна.